Новости

17.01.2013
Правоприменение
В ставропольском крае по решению суда ликвидирована фирма,  которая, не имея в штате адвокатов, позиционировала себя как адвокатское образование.
10.01.2013
Законотворчество
Подписан закон о разграничении полномочий по делам об оспаривании нормативно-правовых актов между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. 
03.12.2012
Профессиональный праздник

3 декабря в Российской Федерации празднуется день юриста.

Проблемы охраны наименований в свете положений 4 части Гражданского Кодекса РФ

Одной из задач, на разрешение которых была направлена разработка 4 части Гражданского кодекса РФ, заключалась в создании общих для всех объектов интеллектуальной собственности норм и выработке механизма разрешения споров, которые могут возникнуть при столкновении прав на различные объекты.

1. Охрана наименований в сфере авторского права

В сфере авторского права можно выделить две группы индивидуализирующих обозначений: 1) относящиеся к автору, исполнителю и другим обладателям смежных прав; 2) относящиеся к произведению.

Правовая охрана имени автора или исполнителя

Согласно ст. 1265 и ст. 1315 ГК РФ право авторства означает право признаваться автором произведения или исполнения. Право автора на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Право исполнителя на имя – это право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а также право на указание наименования коллектива исполнителей, если исполнение было коллективным.

Право авторства и право на имя относятся к личным неимущественным – они неотчуждаемы, непередаваемы, и отказ от них ничтожен. Поскольку указанные права не являются исключительными (имущественными), автору и исполнителю не принадлежит монопольное право на использование своего имени – они не наделены правомочием запретить другому лицу использовать под совпадающим именем созданные этим лицом произведения или исполнения.

Правовая охрана наименования произведения

Правовая охрана названию произведения предоставляется на основании ст. 1259 ГК РФ, согласно которой авторские права распространяются на название произведения, если по своему характеру такое название может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и удовлетворяет общим требованиям, предъявляемым к охраняемым произведениям.

Согласно ст. 1255 ГК РФ автору произведения (в том числе охраняемого названия) принадлежат как личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения), так и имущественное право – исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

Однако, в отличие от исключительного права на товарный знак, исключительное право на охраняемое название произведения не включает правомочие запрещать использование сходных до степени смешения наименований.

2. Охрана коммерческого обозначения

Новым объектом интеллектуальной собственности является коммерческое обозначение, под которым понимается обозначение, служащее для индивидуализации промышленного, торгового или иного предприятия. Данное обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу его использования для индивидуализации предприятия, находящегося на территории Российской Федерации. Как условие для возникновения исключительного права ГК РФ упоминает достаточность различительных признаков коммерческого обозначения, а также его известность в пределах определенной местности. Кроме этого для возникновения исключительного права на коммерческое обозначение оно не должно быть сходно до степени смешения с чужим фирменным наименованием, товарным знаком или другим коммерческим обозначением, права на которые возникли ранее.

Содержание исключительного права на коммерческое обозначение раскрывается в ст. 1539 ГК РФ. В частности правообладателю принадлежат полномочия по его использованию путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Нарушением исключительного права на коммерческое обозначение может считаться несанкционированное использование тождественного или сходного до степени смешения коммерческого обозначения другим лицом.

3. Охрана фирменного наименования

В 4 части Гражданского кодекса появились нормы, которые более подробно регулируют отношения, связанные с правами на фирменное наименование. Из анализа положений кодекса следует, что фирменным наименованием является обозначение, служащее для индивидуализации коммерческой организации, которое указано в ее учредительных документах и внесено в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно 4 части ГК РФ фирменное каждая коммерческая организация помимо обязательного полного фирменного наименования на русском языке вправе иметь полное и сокращенное наименование на языках народов Российской Федерации или иностранных языках. Исключительное право на такие фирменные наименования также возникает при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования. Исключительное право на фирменное наименование включает в себя правомочия по использованию соответствующего обозначения любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Нарушением исключительного права на фирменное наименование является использование тождественного или сходного фирменного наименования другим лицом осуществляющим аналогичную деятельность.

4. Охрана товарного знака

Согласно ст. 1477 товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на товарный знак в Российской Федерации действует в силу его государственной регистрации и удостоверяется свидетельством на товарный знак.

Кодекс упоминает несколько разновидностей обозначений, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Исключительное право на товарный знак включает право его использования для индивидуализации товаров любым не противоречащим законом способом, в том числе, путем размещения товарного знака:

  1. на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  2. при выполнении работ, оказании услуг;
  3. на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  4. в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  5. в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

При этом, нарушением исключительного права на товарный знак считается несанкционированное использование тождественного или сходного с товарным знаком обозначения для товаров, в отношении которых знак зарегистрирован или однородных товаров.

5. Разрешение противоречий при столкновении авторских прав, прав на коммерческое обозначение и прав на товарный знак

Согласно ст. 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, которое тождественно или сходно до степени смешения с фирменным наименованием или товарным знаком, исключительное право на которое возникло ранее. По требованию обладателя исключительного права на такие фирменное наименование или товарный знак использование коммерческого обозначения должно быть прекращено. Аналогичный принцип действует в отношении фирменного наименования и товарного знака: обладатель более старшего права на средство индивидуализации вправе потребовать прекращения использования другим лицом тождественного или сходного до степени смешения фирменного наименования, товарного знака или коммерческого обозначения.

Порядок разрешения споров, возникающих при столкновении авторских прав с правами на коммерческое обозначение или фирменное наименование, действующим законодательством не определяется. Поскольку и охрана наименований в авторском праве, и охрана коммерческого обозначения осуществляется без регистрации, в рамках действующего законодательства невозможно решить вопрос о принудительном прекращении соответствующего исключительного права. В данном случае обладатель исключительного права на название произведения (при условии его самостоятельной правовой охраны) может потребовать прекращения использования тождественного обозначения.

При столкновении авторских прав и прав на товарные знаки применяются положения ст. 1483 ГК РФ, согласно которым основанием для отказа в регистрации товарного знака является его тождественность названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Указанные объекты могут быть противопоставлены товарному знаку вне зависимости от того подлежат ли они самостоятельной правовой охране: являются ли они результатом творческой деятельности и могут ли использоваться самостоятельно. Необходимо также обратить внимание на то, что перечисленные объекты могут быть противопоставлены товарному знаку только если они тождественны, то есть полностью совпадают со знаком.

Возврат к списку

Аналитика

02.02.2012

Преобладающая в большинстве сфер экономики форма конкуренции, имеет ряд важных особенностей, на которых стоит заострить внимание.

Далее...
22.09.2010

В мировой практике   паразитирование на достижениях конкурента или использование чужой репутации признается недобросовестным. В России эти, а также иные недобросовестные методы прямо не отнесены к недобросовестной конкуренции, что свидетельствует о необходимости изменения закона. Вместе с тем, ряд проблем может быть решен и в рамках действующего законодательства.

Далее...
Bonares
Тел. (495) 978-80-16
e-mail: info@bonares.ru
105318, г. Москва,
ул. Щербаковская, д. 41А