Новости

17.01.2013
Правоприменение
В ставропольском крае по решению суда ликвидирована фирма,  которая, не имея в штате адвокатов, позиционировала себя как адвокатское образование.
10.01.2013
Законотворчество
Подписан закон о разграничении полномочий по делам об оспаривании нормативно-правовых актов между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. 
03.12.2012
Профессиональный праздник

3 декабря в Российской Федерации празднуется день юриста.

Грамотная стратегия охраны информации и интеллектуальной собственности – ключ к успеху в инновационной сфере

Инновационная сфера в целом и сфера компьютерных технологий в частности находится в тесной взаимосвязи с двумя явлениями – интеллектуальной собственностью и конкуренцией. При этом, правовое регулирование отношений связанных с указанными явлениями строится на несколько противоположных принципах. Законодательство, регулирующее отношения, связанные с интеллектуальной собственностью, основаны на признании государством монопольного права лица пользоваться и распоряжаться определенным объектом, то есть на установлении привилегии для правообладателя. Конкурентное право, напротив, стремится к устранению любых ограничений, предотвращению монополизации на рынке, предоставлению всем участникам рынка равного доступа к ресурсам.

Факторы успеха

Вопросы конкуренции и охраны интеллектуальной собственности особенно важны для инновационной сферы, поскольку именно в ней определяющими факторами успеха являются не столько величина финансового ресурса, сколько наличие информации (идеи) и скорость с которой один обладатель этой информации сможет добиться ее коммерциализации и воплощения в конкретном продукте, а также оградить своих конкурентов от ее копирования. Это в свою очередь требует понимания ключевых особенностей того или иного статуса информации, объекта интеллектуальной собственности.

Для рассматриваемой сферы центральным элементом является информация, под которой мы будем понимать любые сведения, идеи, концепции, модели, которые возникают в результате интеллектуальной деятельности человека и имеют потенциальную ценность для бизнеса, вне зависимости от их выражения в каком-либо материальном носителе.

Появление в результате интеллектуальной деятельности человека некой информации можно считать началом жизненного цикла интеллектуальной собственности. Такая информация еще не является интеллектуальной собственностью, поскольку она не воплощена в конкретный объект. Для возникновения особого правового объекта необходима определенная трансформация результата интеллектуальной деятельности. В ряде случаев такая трансформация связана с регистрацией объекта (например – изобретения, товарные знаки), в других случаях идея должна получить объективную форму выражения (например, произведения литературы, науки, программное обеспечение).

Свободная информация как объект гражданских прав

Вместе с тем, даже не являясь объектом интеллектуальной собственности, информация является объектом прав. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Презюмируется, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Законодательством устанавливается несколько категорий открытости информации: свободно распространяемая, охраняемая законом коммерческая тайна, государственная тайна, и информация, запрещенная к распространению. В зависимости от категории открытости информации ее использование предполагает различный порядок использования.

Свободная информация может распространяться, использоваться без каких-либо ограничений. Первичный обладатель (создатель) такой информации единожды выпустив эту информацию в свет, теряет возможность воспрепятствовать ее дальнейшей передаче. Такой информацией являются, во-первых, сведения об общеизвестных фактах, расписания, инструкции и описания, не носящие конфиденциального характера.

Во-вторых, информация может перейти в разряд общедоступной, если ее конфиденциальность была прервана путем раскрытия информации ее владельцем.

В-третьих, общедоступной информацией являются разнообразные концепции, идеи, алгоритмы, которые лежат в основе охраняемых авторским правом произведений, а также изобретений или полезных моделей и были правомерно опубликованы в открытых источниках. Например, к открытой информации могут быть отнесены алгоритмы, заложенные в программное обеспечение, несмотря на то, что сама программа будет охраняться законодательством как объект интеллектуальной собственности. В данном случае правовой охране будет подлежать конкретное объективное выражение алгоритма обработки данных, а сама идея или концепция такого алгоритма может использоваться свободно. В случае с изобретением правовой охране подлежит конкретное воплощение идеи в устройстве, что предполагает возможность ее использования за пределами патента.

Необходимо также иметь ввиду, что открытая информация может являться объектом возмездных сделок. В этом случае коммерческий интерес могут представлять, например, информационные массивы, содержащие подборку данных по какой-либо теме.

Ограничение доступа к информации - коммерческая тайна и секреты производства (ноу-хау)

Первым шагом, который обладатель ценной информации может предпринять для ограничения ее копирования конкурентами, является придание ей статуса коммерческой тайны. Для признания информации коммерческой тайной она должна удовлетворять определенным критериям:

  • иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
  • к информации у третьих лиц не должно быть свободного доступа на законном основании;
  • в отношении информации ее обладателем должен быть введен режим коммерческой тайны.

Следует отметить, что действующее законодательство признает информацию, составляющую коммерческую тайну, секретом производства (ноу-хау), т. е. объектом интеллектуальной собственности.

При соблюдении указанных требований обладатель информации приобретает исключительное право на ноу-хау, которое, в частности, означает правомочие требовать от третьих лиц соблюдать режим конфиденциальности и запрещать доступ к информации путем установления различных барьеров. Соответственно, третьи лица обязаны соблюдать такой режим, то есть воздерживаться от нарушения произведенных правообладателем ограничений. В случае нарушения этого режима правообладатель вправе использовать гарантированные государством средства защиты.

Следует, однако, остановиться на двух обстоятельствах. Во-первых, необходимо понимать, что в данном случае правообладатель не имеет правомочий воспрепятствовать копированию информации, если она появляется у третьих лиц правомерно, то есть без преодоления установленных правообладателем барьеров. Например, третье лицо может получить такую информацию самостоятельно в результате проведенных исследований.

Во-вторых, лицо может ввести режим коммерческой тайны в отношении информации, которая в действительности не обладает ценностью либо является доступной из открытых источников. В данном случае, третьи лица вправе использовать информацию свободно, однако в случае возникновения спора будут должны доказать, что информация не является коммерческой тайной.

В целом режим коммерческой тайны или ноу-хау можно охарактеризовать следующим образом. Государство предоставляет лицу бессрочное монопольное право на использование определенной информации и ее сохранение в тайне, однако меры по защите неприкосновенности этой тайны предпринимаются самим правообладателем. Государство в данном случае выступает лишь гарантом применения к нарушителям мер ответственности.

Эти обстоятельства отличают ноу-хау от других объектов интеллектуальной собственности, в основе которых лежит раскрытие информации обществу и ограничение срока исключительного права. Кроме этого, ноу-хау от иных объектов интеллектуальной собственности отличает то, что в режиме коммерческой тайны могут охраняться идеи, концепции и прочие информационные составляющие, исключенные их числа объектов авторского и патентного права.

Применительно к сфере компьютерных технологий к таким объектам относятся программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые как объекты авторского права, а также различные технические решения, охраняемые в качестве объектов патентного права.

Охрана компьютерных программ

Базовым принципом предоставления правой охраны произведениям является их выражение в какой-либо объективной форме. При этом именно конкретная объективная форма выражения и будет охраняться. В соответствии со ст. 1259 ГК РФ авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Соответственно, охраняемым в качестве объекта интеллектуальной собственности является «текст» программы, выраженный в какой-либо объективной форме. Идея или концепция такой программы, достигаемый c ее помощью результат, алгоритм его достижения правовой охране не подлежат.

Вместе с тем, нельзя не упомянуть о том, что данное правило обходится путем применения различных способов шифрования программного кода и сохранения его в тайне. В этом случае, исходный код фактически является ноу-хау.

В качестве объекта авторского права также охраняются базы данных, под которыми Гражданский кодекс понимает представленную в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Более ранняя форма правовой охраны баз данных, существовавшая до введения в действие 4 части Гражданского кодекса, предполагала, что составитель базы данных обладает правом на то, каким образом им была осуществлен подборка и систематизация содержания базы данных, но само содержание базы данных такой охраной не охватывается. Таким образом, любое другое лицо было вправе свободно использовать содержание базы данных, не заимствуя ее форму.

Однако, ныне действующее законодательство расширило правовую охрану баз данных, предоставляя ее изготовителю дополнительные права. Так, в соответствии Гражданским кодексом изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя. При этом под извлечением материалов понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме.

Объекты патентных прав

В отличие от охраны произведений, для объектов патентных прав форма выражения результата интеллектуальной деятельности не имеет решающего значения. Если проанализировать нормы Гражданского кодекса, касающиеся изобретений, то можно сделать вывод о том, что объем прав патентообладателя, как правило, несколько шире, чем то конкретное устройство или вещество, которое было создано в результате проведения научно исследовательской работы.

Согласно ст. 1358 ГК РФ изобретение признается использованным, если продукт содержит, а в способе использован каждый признак изобретения или полезной модели, приведенный в независимом пункте содержащейся в патенте формулы изобретения или полезной модели, либо признак, эквивалентный ему. Таким образом, посредством применения эквивалентных признаков правовая охрана изобретения имеет более широкий объем по отношению к техническому решению как таковому.

Кроме этого, необходимо отметить, что большинство изобретений, которые патентовались в советское время, определялись в патентной документации достаточно узко. Формула изобретения охватывала лишь то конкретное устройство, которое наилучшим образом реализовывало замысел изобретателя. С учетом особенностей советского патентного законодательства, этот подход себя вполне оправдывал.

Однако, после перехода к рыночным отношениям польза от таких патентов была минимальная, поскольку патентную монополию можно было обойти минимальным отклонением от запатентованных параметров. Поэтому в настоящее время, стратегия патентования строится исходя из необходимости охватить некий диапазон, за пределами которого положительный эффект будет практически нулевым. То есть формула изобретения как правило включает не только то конкретное устройство (или способ) которое было изобретено, но и все возможные его модификации.

Необходимо также обратить внимание на то, что в соответствии с нормами патентного законодательства, правовая охрана не предоставляется идеям, методам, алгоритмам и прочим нематериальным объектам, в том числе, программам для ЭВМ. С этой точки зрения за пределами патентной защиты оказываются, например, информационные стандарты и технологии. Так, стандарт DVD сам по себе не может являться объектом патентования. Вместе с тем, в Российской Федерации охраняется несколько изобретений, относящихся к технологии DVD. В данном случае стратегия патентования строилась на охвате всех возможных вариантов воплощения этой технологии в конкретных технических устройствах.

Таким образом, Законодательство Российской Федерации предоставляет широкие возможности для защиты информации, которая лежит в основе инновационной деятельности. Определяющим фактором успеха в данном случае является выбор правильной комбинации форм охраны информации и интеллектуальной собственности в зависимости от конкретной ситуации.

Возврат к списку

Аналитика

02.02.2012

Преобладающая в большинстве сфер экономики форма конкуренции, имеет ряд важных особенностей, на которых стоит заострить внимание.

Далее...
22.09.2010

В мировой практике   паразитирование на достижениях конкурента или использование чужой репутации признается недобросовестным. В России эти, а также иные недобросовестные методы прямо не отнесены к недобросовестной конкуренции, что свидетельствует о необходимости изменения закона. Вместе с тем, ряд проблем может быть решен и в рамках действующего законодательства.

Далее...
Bonares
Тел. (495) 978-80-16
e-mail: info@bonares.ru
105318, г. Москва,
ул. Щербаковская, д. 41А